«Какое кино? Кино — в Москве!» Замминистра культуры — о том, как устроена киноиндустрия в Алтайском крае

До открытия продюсерской кинолаборатории «Время объединяться», которую с 9 по 13 декабря Гильдия продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России проведет в Суздале и Москве, осталось 14 дней.

Для наших лаборантов, а также для всех, кто интересуется темой производства фильмов в регионах, мы начинаем публикацию серии интервью с экспертами отрасли.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Заместитель министра культуры Алтайского края Алексей Бочаров подробно рассказал о работе кинокомиссии, о способах монетизации местных фильмов, а также объяснил, почему снимать кино в регионе намного лучше, чем в Москве.

— Чем занимается кинокомиссия Алтайского края?

— Кинокомиссия Алтайского края призвана содействовать кинокомпаниям в производстве фильмов на территории региона. И собственно, как и кинокомиссия в других регионах, она оказывает комплекс услуг. Первое — консультирование по всем видам услуг и поддержки, которые можно получить на территории Алтайского края. Второе — локационные услуги. Третье — обеспечение контактами специалистов, требуемых на месте, например актеров местных театров. Четвертое — решение вопросов и согласование осуществления съемок с органами власти, а также с другими организациями.

Кроме этого, у нас в регионе действует программа рибейтов. Собственно говоря, мы проводим съемочный процесс, обеспечиваем киносъемочной техникой. В общем, весь комплекс услуг.

— Как часто в регионе происходят съемки? Есть ли положительная тенденция? Сколько фильмов вы уже помогли создать?

— В Алтайском крае периодически снимаются фильмы, но я не скажу, что последние годы это происходило на регулярной основе.

Если не брать более ранние времена, одна из известных работ — сериал «Пока цветет папоротник» Евгения Бедарева, который показывали на СТС еще лет десять назад. Периодически серьезные компании заезжали снимать. В последние два года мы сделали акцент на том, чтобы развивать собственные кинокомпании.

— Кино — это, безусловно, бренд региона. Расскажите подробнее о развитии кинопроизводства: какими проектами кинокомиссия занимается прямо сейчас?

— Сейчас в регионе, скажем так, взрывной рост формирования киностудий, также появляются специалисты по различным цехам. Сейчас мы достаточно активно внедряем неформальное образование, потому что организовать кинообразование, условно филиал ВГИК или привлечь какую-нибудь московскую киношколу, — это достаточно дорого. Далеко не каждый регион это может потянуть. Поэтому мы проводим очень мощные образовательно-практические интенсивы.

Например, в этом году мы провели киношколу короткого метра Союза кинематографистов России. В течение полугода формировались пять сценариев короткого метра, которые здесь были сняты, а потом сформированы в альманах. Получился полный метр, и премьера этого киноальманаха случилась в июле на Шукшинском кинофестивале.

— Есть ли в планах провести интенсив вновь?

— На 2025 год мы уже начали подготовку следующей киношколы. Это уже будет школа полного метра, сейчас формируется сценарий. Этот процесс, в котором участвует порядка 150 местных кинематографистов и серьезные эксперты из Москвы, я полагаю, займет полтора года.

Таким образом мы решаем вопросы привлечения сторонних кинокомпаний, потому что рибейты — это, конечно, хорошо, но для них это вишенка на торте. В первую очередь их интересует наличие технического обеспечения и местных специалистов. Самое главное — наличие специалистов, чтобы не везти сотню из Москвы.

У нас постоянно идет производство короткометражных фильмов, музыкальных клипов и так далее. Сейчас местные продакшены начинают подготовку по формированию полнометражных картин.

— Есть ли понимание, в течение какого времени в Алтайском крае появится свое кинопроизводство?

— Я уверен, что в течение двух-трех лет. Мы постоянно получаем обращения от московских кинокомпаний на предмет съемок на территории Алтайского края. На 2025 год у нас есть две заявки, которые с высокой долей вероятности у нас будут сниматься в летний период.

— Как думаете, получится ли монетизировать местные фильмы?

— Понятно, что это потребует комплексного решения. Кинорынок, если говорить упрощенно, состоит из двух частей. Первое — должны быть те, кто производит продукт, и второе — должна быть инфраструктура, которая позволяет его реализовывать, то есть должна быть развита сеть кинотеатров. Я вижу, что есть необходимость в создании системы регионального кинопроката, потому что сейчас на муниципальных площадках открываются кинозалы по программе Фонда кино, например.

Я не могу сказать, что это происходит очень активно и массово. К примеру, в Алтайском крае до 1991 года было 3,5 тысячи залов, а сейчас их немногим больше по всей России. Фонд кино, по программе которого мы открываем два зала в год, проблему не решает. Поэтому нам нужно находить какие-то способы и создавать более масштабную сеть кинозалов. Если мало кинозалов, то, соответственно, производство не может быть рентабельным. Это как в торговле: в производстве товара нужна сеть, должны быть технически обеспеченные, имеющие кадры продакшены.

— На каком вы сейчас этапе?

— Мы активно этим занимаемся. Также должна быть развита культура смотрения кино. Для того чтобы люди ходили в кинотеатр, их туда нужно приводить, то есть создавать систему каких-то социальных кинозалов, киноклубов и так далее. Это комплекс задач, которые мы реализовываем на протяжении двух лет. Это займет пять-восемь лет, ничто не делается моментально.

— Кажется, что не только творцам нужно заинтересовать кинокомиссию, но и наоборот. Всё-таки это история и про популяризацию региона. Какие есть «киношные» преимущества у Алтайского края по сравнению, например, с Москвой или Санкт-Петербургом?

— В первую очередь, понятно, это локации. Равных им найдется мало. Что важно: у нас можно снимать в любое время года любой ландшафт, например, потому что на территории региона есть всё: от полупустынь до альпийских лугов.

В регионах, в отличие от Москвы, очень многие вопросы в принципе не монетизируются. Если в Москве за такую же собачку в кадре нужно заплатить денег, то у нас очень многие вещи делаются бесплатно. Принято считать, что если везти группу далеко, то это очень дорого. В этом есть, конечно, своя истина, но в то же время надо учитывать, что у нас действительно практически всё дешевле, а многое и вовсе бесплатно.

Какие-то вопросы мы закрываем именно административными путями. Также если кто-то приезжает снимать сюда, то у нас нет проблем с поиском рабочей силы, скажем так, во всех смыслах. У нас развита театральная сеть: у нас сильный замечательный актерский состав. Мы можем значительную часть каста закрыть своими силами.

В любом случае, когда на экран выходит фильм, снятый не в московских, не в петербургских привычных локациях, это уже само по себе вызывает интерес. По крайней мере, это свежая картинка. Натуру, конечно, можно снять и в Подмосковье, как говорят продюсеры, но наша натура лучше.

— На что обращают внимание члены кинокомиссии при отборе заявок на поддержку проекта? Какие могут быть причины для отказа?

— Обращается внимание на то, в какой степени потенциальный фильм популяризирует регион, насколько задействованы местные кинематографисты в процессе кинопроизводства. Сейчас есть общие подходы, те или иные творческие продукты, которые производятся на территории России и финансируются в том числе за счет государственного бюджета, они должны соответствовать системе российских традиционных духовно-расовых ценностей и национальным целям. На это обращается внимание и во всех грантовых компаниях, и в том числе экспертами кинокомиссий.

— Был ли негативный опыт с кинематографистами? Если да, то как выходили из ситуации?

— Нет, не было. Как правило, люди, которые приезжают снимать на территорию Алтайского края, ведут себя абсолютно здравомысляще. Это серьезный процесс, люди ответственно и серьезно подходят к решению своей задачи.

— Последний вопрос: насколько в Алтайском крае люди любят кино?

— Кино любят везде. На самом деле, в Алтайском крае еще пару лет назад не только обыватели, но и те люди, которые пытались реализоваться каким-то образом в аудиовизуальной сфере, удивленно смотрели, когда с ними начинали разговаривать на предмет кинопроизводства. Они говорили: «Какое кино? Кино в Москве!»

Когда мы в июле сделали премьеру нашего альманаха, люди выходили в полном шоке, потому что, оказывается, можно своими силами у нас снять настоящее кино. То есть это был не фильм на коленке, это была не любительская работа, это был профессионально сделанный фильм. Интерес есть, и поэтому на 2025 год мы готовим два образовательных интенсива.

Беседу вела Дарья Костромина

Другие новости

В рамках продюсерской кинолаборатории «Время объединяться», которую с 9 по 13 декабря Гильдия продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России провела в Суздале и Москве, мы продолжаем серию интервью с экспертами отрасли...
С 9 по 12 декабря в Суздале прошла кинолаборатория «Время объединяться», которая была нацелена на установление профессиональных контактов между начинающими продюсерами и будущими руководителями регионов России...
Урал подарил миру ярких и известных мастеров кино: Ярополка Лапшина, Алексея Балабанова, Сергея Мирошниченко и многих других. В последние годы регион стал привлекательной культурной институцией и ресурсным...
В развитии пермского кинематографа помогает и проект «Социальный кинозал», созданный на территории региона в 2019 году. Ирина Ясырева — генеральный директор ГКБУК «Пермская синематека» — рассказала...
Директор АНО «Центр развития кинопроизводства», генеральный продюсер фестиваля «Медвежонок» Алена Семерикова рассказала, какую роль в развитии пермской киноиндустрии играют местные фестивали, как съемки...
Алексей Бабенко — председатель Союза кинематографистов Республики Карелия, руководитель регионального представительства Союза кинематографистов России, режиссер, продюсер и общественный деятель — не...

Подать заявку студенту факультета муниципального управления

Подать заявку студенту продюсерского факультета