«Молодежь — это потенциал региона»: руководитель отделения союза кинематографистов — о возрождении киноиндустрии в Архангельской области

Анатолий Конычев — член правления Союза кинематографистов России, руководитель отделения Союза кинематографистов Архангельской области и продюсер — рассказал, почему в регионе в этом году случился бум кино, из-за чего раньше не получалось удачно сотрудничать с Москвой и Санкт-Петербургом, а также о том, как отсутствие кинообмена с Европой отразилось на развитии местной киноиндустрии.
— Расскажите о задачах кинокомиссии в Архангельской области.
— Мы занимаемся поддержкой своего кинопроизводства и тех, кто приезжает сюда за счет наших возможностей. Сейчас за свои средства мы делаем караван. Помимо всего, наш кинокомитет занимается образовательной деятельностью вместе с колледжем культуры и искусств: фестивалями, мастер-классами и творческими встречами.
Сейчас мы работаем над книгой, киноэнциклопедией Архангельской области с момента возникновения кинематографа в мировом масштабе. У нас собраны первые фильмы, которые сняты здесь примерно в 1927 году. База пополняется, работаем в архивах. Книгу планируем в 2026 году продемонстрировать миру.
— А как часто в области проходят съемки?
— У нас до того доросло, что в этом году на 1 ноября было сделано пятнадцать фильмов, сорок процентов — это собственное производство.
— Для региона это рекордное количество фильмов?
— Я думал, как это охарактеризовать, и, посмотрев всю историю кинематографа Архангельской области, сразу могу сказать, что это сверх того. С 1927 по 2010 год в Архангельске было снято около тридцати восьми фильмов. И с 2010-го по 2024-й в среднем в год было по три-четыре картины, а в 2024-м — пятнадцать картин. Тенденция налицо.
Всё это благодаря систематической работе. Когда в 2016 году учредили союз кинематографистов, все вокруг начали интересоваться.
— Как вам кажется, какие места пользуются спросом у кинематографистов?
— Я сам занимаюсь кинолокациями. В области есть очень красивые места, но их КПД может быть низким: нужно ехать долго по плохой дороге, снимать там бывает невозможно. Когда недавно снимали «Как Деревянко Ломоносова играл». Было реально всё в Архангельске снять, но решили, что тяжело будет доехать до деревни, которая подходила по референсу.
Из красивых локаций у нас есть деревня Малые Карелы, где снимали «Аленький цветочек», «Россию молодую» и «Распутина». Также стоит обратить внимание на другие места нашей области, где можно поснимать, например Соловецкие острова, Каргополь, Сольвычегодск, Кенозерский парк, Устьяны, легендарный пароход-колесник «Гоголь».
— Москва и Санкт-Петербург находятся недалеко от Архангельской области. Часто ли у вас работают столичные киношники?
— Смотрят часто, вроде бы интересно, но всё как-то не срасталось… Но вот в этом году срослось!
— А почему раньше не срасталось?
— У нас не было базы: машин, людей и подготовленных локаций. Сейчас она постепенно пополняется.
— Чем вы тогда сейчас заманиваете таланты из мира кино?
— Своими ивентами, людьми и караваном. У нас отработана система скидок на отели, транспорт и питание. То есть если человек проходит через кинокомиссию, то все вопросы решаются уже дешевле, со скидкой до тридцати процентов без учета рибейтов. На следующий год уже начинают действовать рибейты.
У нас очень много преференций. Есть своя техника, то есть всё это можно с собой не везти. Сейчас из-за небольшого кризиса мы немного притормозили процесс создания кинокаравана. На днях планируем взять еще одну пустую машину, чтобы ее переоборудовать.
— Расскажите поподробнее про систему рибейтов в регионе.
— Система рибейтов запустилась только в этом году, возврат — до тридцати процентов. Каждый год эта сумма увеличивается. В 2024 году в бюджете было три миллиона рублей, но так как в области было снято пятнадцать фильмов и все они только будут подаваться на следующий год, в планах выиграть конкурс и увеличить сумму до десяти миллионов рублей.
— Архангельская область относительно недалеко находится от Европы. Как вы раньше взаимодействовали с зарубежными странами?
— У нас была киноакадемия Баренц-региона, куда входили Архангельск, Мурманск, Карелия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Мы по кинообмену ездили в ту же Норвегию, там молодежь училась, снимала кино.
Иностранцы к нам приезжали, а мы к ним — первый раз случился в 2010 году. Некоторые фильмы в Норвегии снимали наши специалисты из Архангельска: очень хорошо котировались в сфере звука на больших студиях.
— А отсутствие кинообмена как-то отразилось на киноиндустрии региона?
— Мы выросли на этом и сделали кучу своих проектов. Надо двигаться дальше. Да, это было бы прикольно, но уже не так интересно, как 15 лет назад.
— Как обстоят дела с монетизацией местных фильмов?
— Никак. Первый собственный полный метр уже снят, сейчас будем его монетизировать. Сложно, но будем продвигать, посмотрим.
— Если подытожить, то какие задачи стоят перед Архангельской областью прямо сейчас?
— У нас задача стоит одна — привлекать сюда киносмены, которые будут здесь работать и оставлять знания и умения для местных кадров. Та молодежь, которая здесь будет жить, это потенциал региона.
— То есть много уезжают из области?
— Да, очень много. Кто-то уезжает, потом возвращается — большая текучка кадров. В данной области у нас не хватает художников-постановщиков, гафферов, режиссеров. Не хватает именно режиссеров, а не тех, которые «всё знают и всё умеют». Как Марк Захаров говорил: «Как человек ничего не умеет, ничего не знает, так он сразу режиссер!» — таких полно.
Также сценаристов нет. Есть хорошие сценаристы и режиссеры в сфере документального кино, а с игровиками проблема. Актеров полно: у нас одних детей в базе триста человек.
— Есть ли у вас планы, как удержать молодые таланты в Архангельской области?
— Наши планы активно реализуются: сейчас у нас есть достаточно людей, которые, например, решили перейти из театра в кино. Главное — мы предоставляем работу и возможность зарабатывать. Если профессионал здесь останется, он будет загружен, будет трудиться, и ему даже некогда будет подумать, что есть возможность уехать.
Беседу вела Дарья Костромина