«Север — это грозное место». Интервью с руководителем центра кинопроизводства Мурманской области

До начала работы продюсерской кинолаборатории «Время объединяться» осталось 3 дня. В серии интервью с экспертами отрасли Светлана Солдатова — руководитель центра кинопроизводства Мурманской области и директор АНО «Продюсерский центр “Северный Характер”» — подробно рассказала о задачах кинокомиссии, об особенностях региона, которые привлекают кинематографистов, а также объяснила, почему мода снимать на Севере пройдет совсем не скоро.

— Когда в Мурманской области была создана кинокомиссия? Какие задачи она ставит перед собой?

— Кинокомиссия была создана в 2020 году, ее главная задача — обеспечение взаимодействия между органами власти, общественными институтами и киностудиями, которые снимают кино в Мурманской области, облегчение деятельности киногрупп на территории Мурманской области, снятие административных барьеров. Кинокомиссия — это такой межведомственный орган, куда входят представители разных структур: ГАИ, полиция, Северный флот, представители муниципалитетов и Министерство культуры. Они не решают оперативные вопросы, а собираются несколько раз в год по важным темам, связанным с развитием кино в регионе.

Региональный центр развития кинопроизводства — это оперативный орган кинокомиссии Мурманской области, который занимается решением организационных вопросов киногрупп здесь и сейчас, подготовкой локальных кадров второго состава для работы на киноплощадке. В регионе стремительно развивается мурманское кино, и в Арктике с каждым годом увеличивается поток киногрупп. Поэтому кадры очень нужны.

Мы провели одиннадцать киношкол по разным направлениям подготовки специалистов: начиная от локейшен-менеджеров, вторых режиссеров, осветителей, операторов, заканчивая бригадирами массовых сцен. Всех участников полностью погружали в процесс создания фильма, и наши коллеги снимали киноленту как выпускную работу.

— Вы сказали, что кадры вам сейчас очень нужны. Что вы предпринимаете, чтобы молодежь не покидала регион?

— Во-первых, все наши молодые таланты где-то работают. Большинство из них трудится в учреждениях культуры, там, где их навыки в производстве фильмов также бывают востребованы. У нас нет киностудий в классическом понимании. Поэтому никто не сидит и не ждет работы от проекта до проекта.

Но если приходит большое кино, то заинтересованные в работе мурманчане освобождают себя от основной деятельности, берут отпуска, которые в Мурманской области довольно большие — 52 дня. Для локальных специалистов работать с московскими кинематографистами очень выгодно с финансовой точки зрения, потому что за последние годы мурманские коллеги профессионально выросли, отработали уже на нескольких киноплощадках, имеют хорошую репутацию и претендуют на приличную зарплату. И конечно, с каждым разом повышают свои компетенции. А московские организаторы кинопроизводства не платят ни за проживание, ни за проезд местного персонала и таким образом экономят на специалистах. Получается взаимовыгодное сотрудничество.

Фильм «Мой север», который снимался в этом году, привлек для работы 30% мурманчан. В 2023 году в Мурманске компания «Соль» снимала фильм «Светлячок», который выходит сейчас в прокат под названием «Филателия», на площадке работало тридцать пять процентов мурманских сотрудников.

Одна из наших задач — максимальное вовлечение местного сообщества в сферу кинопроизводства. В Мурманской области активно развивается туризм, сейчас в наш регион в год приезжает всё больше людей. Киноиндустрия — это дополнительное направление для тех предпринимателей, которые обеспечивают туристов: гостиницы, питание, транспорт. Другая задача — продвижение российского кино в регионе.

— Как в регионе работает система рибейтов?

— Киностудии могут покрыть до 30 процентов затрат, понесенных в Мурманской области. Рибейт, или субсидия, предоставляется киностудии по результатам конкурса, если организация кинематографии заключала договоры с компаниями, которые имеют местный ИНН, или физлицами с местной пропиской. Рибейт дается компании без ограничения по сумме. В бюджете Мурманской области на эту статью запланировано 20 миллионов рублей.

— У вас хватает специалистов, есть система рибейтов… Чем Мурманская область еще заманивает киношников?

— Мурманск — это самая доступная Арктика в стране. До Северного Ледовитого океана можно доехать по асфальтированной дороге (только последние несколько километров — грунтовка), ты приезжаешь в Териберку, а это Баренцево море, это тундра, это то, зачем все летят, — за арктической экзотикой.

До Мурманска можно спокойно добраться разными способами. От Москвы или 20 часов на машине, или 34 часа на поезде, или 2 часа 15 минут на самолете. Дома в том же самом Мурманске построены в 30-е и в 50-е годы, и на них нет кондиционеров. Можно спокойно снимать XX век.

Еще одна история, которая очень заманивает художников, а именно операторов, это то, что в Мурманской области солнце не садится летом. Это на себе проверил Андрей Звягинцев, когда снимал «Левиафан». Он работал в том числе и в ночные смены, когда солнце катится по горизонту, и длинные-длинные лучи позволяют оператору снимать в так называемое режимное время, когда земля становится светлее неба. Этот феноменальный эффект в полярный день длится 6−7 часов.

Также у нас очень качественная массовка в регионе. Люди любят сниматься в кино, и активно участвуют в массовых сценах. На съемках фильма «Баренцево море» надо было тысячу человек переодеть в одежду 1940-х годов, и, когда это случилось, все вдруг оказались так похожими на своих дедушек и бабушек. Как будто город на машине времени переместился на 80 лет назад.

А еще очень важный факт для тех, кто снимает лесные и дорожные истории: у нас не очень злые комары. Они выходят в июне, а потом уже не так сильно кусаются.

— Выходит, вы даете киношникам абсолютно всё: от красивых видов до специалистов.

— Всё, кроме дорогого кинооборудования и каравана. Это пока наша проблема. Мы сейчас над этим работаем, купить караван в регион очень затратно.

— А что вы просите взамен?

— Мурманская область только чуть больше ста лет стала индустриальной и городской. До этого все поселения на Кольском полуострове были лишь вдоль побережья — деревни и села. Для истории слишком маленький срок, чтобы образовался культурный слой. И когда мы привлекаем на Север кинорежиссеров, актеров, сценаристов из Москвы или Санкт-Петербурга, мы усложняем наше культурное поле. И таким образом молодежь, которая здесь остается, попадает в интересную творческую атмосферу. Для них это важное ощущение, они не должны чувствовать себя на окраине империи.

Вторая тема — это все-таки деньги индустрии, которые никогда бы, ни в каком другом случае сюда бы не пришли. По официальным данным, в прошлом году кинематографисты здесь оставили 68 миллионов рублей — это только то, что мы можем подтвердить по документам, поданным на конкурс рибейтов.

— Мурманская область находится чуть ли не через дорогу от Норвегии и Финляндии. Что потерял регион после прекращения сотрудничества с европейскими странами?

— С Финляндией мы редко сотрудничали, а с Норвегией, на самом деле, работали активно. На севере Норвегии работает много тележурналистов и документалистов. Норвежцы часто приезжали сюда снимать и монтировать фильмы, потому что, во-первых, это дешевле, чем в Осло, во-вторых, специалисты в Мурманске могут объясниться по-английски как минимум, а в-третьих, скандинавы снимали много приграничных историй. Сегодня это сотрудничество на мертвой точке.

Сейчас к нам приезжают китайские кинематографисты, им интересен наш регион. Граждане Китая протоптали дорогу на Крайний Север как туристы в погоне за северным сиянием. Но вот на международном кинофестивале «Северный характер» в Мурманске в 2024 году мы впервые воочию увидели четырех китайских кинематографистов. Когда мы обсудили наше сотрудничество, то поняли, что Крайний Север впечатлил коллег из Китая своей фактурой. Единственное, что им нужно, чтобы инфраструктура была готова сейчас принять, в том числе и иностранные киногруппы.

— Какими яркими проектами Мурманская область может похвастаться?

— Последний бум — это фильм «Филателия», который получил в этом году Гран-при на XVI Международном кинофестивале «Северный характер», а до этого в Выборге на кинофестивале «Окно в Европу», а сейчас и в Египте. Когда фильм снимается в Мурманске, и на площадке работает очень много местных специалистов, и ленту показывают на фестивале, это становится невероятным культурным событием для региона. Творческая группа киностудии «Соль» полюбила наш край и создала удивительно тонкий и изящный фильм. Режиссер фильма Наталья Назарова поймала уникальную северную атмосферу, сиреневые поля цветущего иван-чая, тонкую взвесь сумеречного полусвета, полутьмы. Это не какая-то пластмассовая, высосанная из пальца история, а подлинная, настоящая, про нас, про любовь.

Самым мурманским фильмом считается «Путь к причалу», который снимал Георгий Данелия в начале 60-х годов. Мурманчанам понравился фильм «Снегирь» режиссера Бориса Хлебникова, основанный на романе Георгия Вадимова «Три минуты молчания» о быте суровых моряков и о конфликте поколений. И конечно, визитная карточка нашего региона — сериал «Полярный», который выходит на канале ТНТ. Я знаю, что некоторые наши друзья из других российских городов хотят приехать в Кировск и попасть в то кафе, где обедает главный герой, которого играет Михаил Пореченков. А в реальности этого кафе не существует. Этот сериал — настоящий движок туристических возможностей нашего региона.

— Наверняка вам приходится курировать сразу несколько проектов. С какими сложностями кинокомиссия и центр кинопроизводства сталкиваются в такие моменты?

— Самое сложное — это нетривиальные задачи, которые ставят кинематографисты, и скорость их выполнения. Некоторым завтра, условно говоря, нужен зеленый гроб и четыре узбека.

Например, для съемок северной истории наши коллеги собирали ездовых собак по всему Мурманску для того, чтобы сделать упряжку. Но все ездовые собаки в регионе зимой на работе: их невозможно выдернуть из турбизнеса. Директор картины в Мурманске собрал домашних собак породы хаски, которые привыкли жить в квартирах, а не на снегу, и им нужно было найти в Териберке отапливаемое помещение, чтобы они там ночевали после съемок. А в Териберке и так жить негде. Мы с огромнейшим трудом нашли им отапливаемую баню, которая не работала уже по своему назначению, но батареи там еще теплились.

Или, например, коллегам нужно было найти несколько чукчей в Мурманске, потому что по сценарию снимали поселок Ванкарем на побережье Чукотского моря. А в Мурманской области не живут чукчи! Мы же не Чукотка. Были найдены китайцы!

Мы очень просим кинематографистов заранее предупреждать о своих проблемах. И если они только с утра решили, где они будут снимать, то к вечеру организовать, например, перекрытие дорог практически невозможно, особенно если это федеральная трасса.

— У меня последний вопрос: как вы считаете, почему мода снимать в Мурманской области пройдет нескоро?

— Мы родились на Крайнем Севере и не понимаем, насколько чудным кажется это место тем, кто прилетает из средней полосы. Как сказала Галина Лифанова, директор киностудии «Гамма продакшн», мы приезжаем сюда за атмосферой. Здесь не нужно придумывать перипетии для героя, сама обстановка рождает испытания для героев.

Когда мурманчанин собирается в дорогу, пускай даже всего за 120 км на побережье, у него в машине: лопата, газовый баллон, запас бензина, теплая одежда, горячий чай в термосе. Потому что внезапный циклон может нарушить все твои планы и ты надолго застрянешь в снежной тундре. Как же ты будешь действовать в безлюдном месте, если ограничен по времени запасом топлива и у тебя нет связи? Интересно? Для кинематографистов важно показать героя в крайних обстоятельствах, потому что именно они выявляют суть человека. А вообще Север зимой — это грозное место, в одиночку здесь не выжить.

Беседу вела Дарья Костромина

Другие новости

В рамках продюсерской кинолаборатории «Время объединяться», которую с 9 по 13 декабря Гильдия продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России провела в Суздале и Москве, мы продолжаем серию интервью с экспертами отрасли...
С 9 по 12 декабря в Суздале прошла кинолаборатория «Время объединяться», которая была нацелена на установление профессиональных контактов между начинающими продюсерами и будущими руководителями регионов России...
Урал подарил миру ярких и известных мастеров кино: Ярополка Лапшина, Алексея Балабанова, Сергея Мирошниченко и многих других. В последние годы регион стал привлекательной культурной институцией и ресурсным...
В развитии пермского кинематографа помогает и проект «Социальный кинозал», созданный на территории региона в 2019 году. Ирина Ясырева — генеральный директор ГКБУК «Пермская синематека» — рассказала...
Директор АНО «Центр развития кинопроизводства», генеральный продюсер фестиваля «Медвежонок» Алена Семерикова рассказала, какую роль в развитии пермской киноиндустрии играют местные фестивали, как съемки...
Алексей Бабенко — председатель Союза кинематографистов Республики Карелия, руководитель регионального представительства Союза кинематографистов России, режиссер, продюсер и общественный деятель — не...

Подать заявку студенту факультета муниципального управления

Подать заявку студенту продюсерского факультета